В. Панов «Хаосовершенство»
Цикл Анклавы закончился для Пса значительно позже, чем для всего остального человечества.
Мне нравятся книги Панова за невероятно закрученные сюжеты со множеством линий - это его качество и в Хаосовершенстве проявляется в полной мере. А история фотографа - и вовсе находка. Но при этом то, что касается персонажей удается ему не вполне: слишком много откровенно стереотипного или шаблонного, и вот это то под конец и начинает сбивать с толку. Нет, линию Патриции лично мне и до этого хотелось читать по диагонали: девица и не особо яркая, и не слишком интересная. Сказали: "Она избранная", - и эта сила - вот и все, что ее выделяет. А так, вполне себе обычная дочка верхолаза. Вроде и утверждается, что она как-то там изменилась под влиянием Кирилла, но по факту лично мне этого незаметно. Но важно даже не это.
Мир Анклавов увлекателен и самобытен: корпорации и традиции, Мутабор и храмовники, нейкисты, тритоны 42, Урзак и Чудовище - кстати, жаль, что этой сюжетной линии отведено так мало места: она, имхо, стоит и большего. Идея остановившегося колеса Сансары, медленно умирающего мира - "Однако Эра Мрака не заканчивается гибелью мира — она ею только начинается"© - мне нравится. Как нравится и идея очищения через кровь и хаос. Вот только одного хаоса мало, чтобы что-то создать нужно что-то еще, нужна любовь, и вот с этим-то у Панова и проблемы. В Патрицию, манипулирующую людьми, обрекающую их на смерть, я верю, а вот в любящую - нет. Вроде есть все что надо, только пафосные фразы остаются пафосными фразами, и во внезапно всколыхнувшиеся в великие чувства не верится. При том, что в чувства Папы Джезе к Каори - верилось, да и в других своих книгах Панов как-то мог... А тут просто толика красивых словес и ряд героев внезапно стали вести себя совершенно по-иному, хотя ничто, казалось бы не предвещало.
Вроде и мелочь это все, а бесит просто нереально.
Ну хоть с 42 все закончилось именно так, как и должно было.